ИЛИ ЧТО ПОДАЮТ НА ЗАВТРАК И УЖИН
В МОЛОДЕЖНОМ ТЕАТРЕ УЗБЕКИСТАНА?
АЛИСА В ЗАКУЛИСЬЕ,
ГЛАВА 1
НОВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ АЛИСЫ
После своего последнего путешествия по удивительной стране Закулисья Алиса заскучала и вновь отправилась гулять по городу в поисках приключений. Она шла, бормоча стихотворение про Шалтая-Болтая, и сама не поняла, как оказалась перед большим красивым зданием. На нем было написано «Государственный Молодежный театр Узбекистана».
ГЛАВА 2
АЛИСА ОПЯТЬ РАСТЕТ
Только Алиса подумала, что по утрам театры закрыты, как перед ней распахнулась дверь, и Алиса смогла попасть внутрь. Вдруг она почувствовала, что начала расти; а вокруг нее сновали симпатичные, но очень маленькие люди. «Странно, никаких продуктов с надписями "съешь меня" я не употребляла...», – подумала Алиса. Она внимательно огляделась и только теперь поняла, что эти маленькие люди — дети, которые пришли на представление в театр, именуемый раньше «Театром юного зрителя». И теперь по утрам «на завтрак» в нем подают представления для детей, а по вечерам «на ужин» — для взрослых.
В фойе Алиса начала разглядывать комнату и портреты на стенах – они показались ей совсем живыми, а один портрет даже улыбнулся ей. «Это наши актеры», — прошептал ей кто-то на ухо, но оглянувшись, Алиса никого не увидела. Прозвенел третий звонок, и все помчались в зрительный зал.
ГЛАВА 3
МАЛЕНЬКАЯ АЛИСА
Алиса тоже прошла в зрительный зал и разместилась в кресле. «Я уже взрослая и наверное, смотреть детский спектакль мне будет совсем не интересно», — решила она. Но прошло минут пять, и «взрослая» Алиса так увлеклась сюжетом, что забыла обо всем. Несмотря на то, что она не уменьшилась в размерах, все-таки стала маленькой-маленькой.
ГЛАВА 4
ДЕТИЧЕСКОЕ МЕНЮ
Вы подумали, что в слове «диетическое» Алиса допустила ошибку? Вовсе нет. Корень слова такого меню «дет». Итак, что же предлагает детическое меню «Молодежного театра»?
Left
Right
Left
Right
«Театральные ступеньки».
С этого спектакля для кого-то, возможно, начинается любовь к театру. Актеры-экскурсоводы знакомят маленьких зрителей с историей возникновения театра, его правилами и законами.
Left
Right
Left
Right
«Что такое ПДД?»
Правила — это всегда скучно? Вот и нет. Объяснение правил можно превратить в увлекательную игру: нужно только немного фантазии, или просто купить билет на спектакль.
Left
Right
Left
Right
«Три поросенка».
Один из спектаклей, который будет понятен самым маленьким зрителям. В интерактивном спектакле-представлении зрители становятся непосредственными участниками.

«Волшебная лампа Аладдина», «Маугли», «Игры Олимпа».
С этими представлениями можно путешествовать по миру, знакомиться с разными культурами и сказаниями. И если в Зазеркалье Алисе нужно было бежать, чтобы оставаться на одном месте, то в театре можно путешествовать, оставаясь на одном месте.
ГЛАВА 5
ГДЕ РАСТУТ АКТЕРЫ
Как же становятся актерами «Молодежного театра»? Их тут выращивают! Сейчас на «театральных грядках» растут сразу две партии: 28 и 29 студия. Конечно, не все остаются работать в театре. Вопреки расхожему мнению, актерский труд — далеко не из простых, и не каждый справляется с этими нагрузками. Но с каждым выпуском труппа пополняется несколькими актерами, эдакими новыми красками в палитре.
И вдруг Алиса увидела режиссера. О том, что это режиссер, она поняла сразу. Внимание всех людей было сконцентрировано на нем: актеры, музыканты, художники по свету — все что-то у него уточняли, а он что-то всем советовал. «Уверена, что он очень интересный собеседник, — решила Алиса. А задам-ка я ему несколько вопросов».
Режиссер, как оказалось, — гость театра из Санкт-Петербурга Игорь Качаев, и он готовился к закрытому прогону премьерного спектакля Alone по мотивам произведения Франца Кафки «Превращение»:
«Превращение» Франца Кафки можно трактовать по-разному. Какой именно ключик вы подобрали для вашей версии?
Целый набор ключей. В этом произведении, безусловно, очень много разнообразных пластов. Но для меня, наверное, самое важное — это человеческие взаимоотношения. Насколько отношения с близкими могут влиять на жизнь и судьбу человека. Прежде чем приступить к постановке какого-то материала, мне очень важно понять, что именно спровоцировало автора на написание того или иного произведения. На всю жизнь Франца Кафки, на все его творчество повлияло, в первую очередь, его общение с отцом. К примеру, он описывает случай, который меня просто поразил: будучи ребенком, Франц ночью встал попить воды, а отец его наказал, выставив за дверь ночью в холод. Мне кажется, что в «Превращении» автор описывает свою обиду через призму своего возраста и жизненного опыта.
Почему этот текст Кафки актуален сегодня?
Потому что он говорит об очень важных вещах, в том числе о дефиците любви к близким. Сегодня все это выбрасывается «за борт», а во главе угла остаются деньги, все прагматичное, меркантильное. На этого автора я давно обращал внимание и мне были интересны опыты других людей, которые прикасались к «Превращению». У меня давно было желание поработать с этим материалом. Здесь для артиста просто непаханое поле, особенно для главного действующего лица — Грегора, который якобы превратился. Я погружаю артиста в сложные условия: он должен обладать хорошими физическими данными и не терять при этом драматической составляющей.

Судя по тому, что происходит в современной режиссуре, задачи перед артистами ставятся минимальные. Многие работают по так называемому этюдному методу. Это замечательная технология, но мало кто в этом что-то понимает так же, как работу по системе Гротовского. Я много видел новаторов, которые якобы работают по его системе. Сегодня все самые нелепые эксперименты называются театром, театральное искусство стало похоже на мусорное ведро. Покажут палец, разденутся на улице и вот уже «новаторский» открытый театр, закрытый, голый театр. И совершенно забывают, что у театра есть цели и задачи. Это сложный механизм, в котором помимо артистов много цехов, а также художники, технологи, гримеры, бутафоры.
То есть, приступая к работе, Вы уже знали, каким будет спектакль?
Без плана я не работаю. Когда я берусь делать спектакль, я четко знаю, чего я хочу и понимаю, что будет на выходе. Я не из тех режиссеров, которые приходят на репетицию, садятся и говорят: «покажите что-нибудь».
Конечно, я всегда оставляю люфт для творческих поисков, но я задаю правила. Если, к примеру, говорить о Грегоре, то у него есть правила пластического поведения, но нет четкого рисунка движения. Может показаться, что я очень авторитарен. Но в тех рамках, которые я рисую — всегда есть воздух, и мои артисты много хулиганят. Я очень люблю хулиганство на сцене, потому что артист должен получать удовольствие на сцене.
К чему вы готовитесь сегодня?
Мы позвали немного зрителей, чтобы немного привыкнуть к друг другу. Когда появляется зритель – появляется возможность посмотреть на спектакль немного отстраненно и что-то для себя понять. А артисты могут проверить, насколько те средства, которыми они пользуются, работают.
К чему нужно быть готовым зрителям, которые идут на спектакль Alone?
Зрителям надо быть готовыми к тому, на что они идут. Интересно, что когда многие слышат имя автора — Франц Кафка — они пугаются, уж не знаю, с чем это связано. На самом деле, это чудесный автор. Прежде чем посмотреть спектакль, лучше немного познакомиться с произведением. Но даже если придет зритель, не знакомый с автором и его творчеством, хочу посоветовать смотреть открытыми глазами и с отрытым сердцем. Эта история непростая, но она добрая. Как сказал Набоков: «Под хитиновым покровом этого жука, очень плотным и жестким, находятся очень тонкие и нежные крылышки».
Left
Right
Left
Right
ГЛАВА 6
НАСЕКОМЫЕ В ЗАКУЛИСЬЕ
Алиса еще не успела привыкнуть к темноте зрительного зала и могла только прислушиваться к странному шуршанию:
— Я знаю, что ты мой друг, — пропищал голосок, — дорогой друг, старый друг. И ты не обидишь меня, хоть я только насекомое.
— Какое именно насекомое? — не без тревоги осведомилась Алиса. Она, собственно, хотела знать, есть у него жало или нет, но она решила, что прямо задать этот вопрос было бы неприлично».
— Грегор Замза.
И Алиса сама не заметила, что оказалась на вечернем представлении для взрослых по мотивам повести Франца Кафки. Спектакль Alone о том, что человек, может настолько чувствовать себя одиноким, что в один прекрасный день он даже может потерять для окружающих человеческое обличье.

Побывать на закрытом прогоне это возможность прикоснуться к таинственному миру театра чуть ближе. Такие прогоны нужны актерам и режиссеру, чтобы проверить материал и успеть внести коррективы до официальной премьеры. На таких прогонах режиссеры обычно нервничают и что-то записывают в своих заметках, а потом собирают актеров и говорят, что они сделали правильно и неправильно.

Финальный аккорд, и вот уже Алиса готовит ладони для аплодисментов, но... вовремя понимает, что никто хлопать не собирается. Еще не время для оваций. Это работа. А аплодисменты будут на премьере. Уж там можно будет не жалеть ладошек.
Left
Right
Left
Right
ГЛАВА 7
ЧТО НА УЖИН?
Что еще интересного можно «отведать на ужин» в «Молодежном театре»?

«Скрипач на крыше» по Шолом Алейхему.
Это один из старейших спектаклей в репертуаре. Горячо любимый зрителями. Это красивый мюзикл, поднимающий важные вопросы: проблемы отцов и детей, проблемы выбора спутника жизни, то, что близко каждому и не может оставить равнодушным.

«Миры в столкновении».
Пьеса о славе и бесславии и о величии человеческого разума. Написана израильским автором Нетаньяху под впечатлением документов серии встреч профессора Альберта Эйнштейна и доктора Иммануила Великовского, а также на их рукописях и письмах друг к другу.

«Содом и Гоморра — XXI».
Пластическое шоу в стиле прогрессивного рока. Библейская притча о гибели погрязших во грехе печально известных городов, рассказанная молодыми людьми, выражающими протест наркомании.
Left
Right
Left
Right
«Первая любовь Ходжи Насреддина» притча Тимура Зульфикарова.
Трогательная история первой любви, как шкатулка, наполненная яркими красками и трогательными переживаниями.
Left
Right
Left
Right
«Леди на день».
Премьера прошлого сезона по популярной пьесе Олега Данилова в очередной трактовке режиссера Дмитрия Астрахана, который не раз ставил ее в различных театрах и даже экранизировал. История о бедной женщине Анни и ее друзьях, помогающих разорившейся в прошлом успешной женщине увидеться с единственной дочерью и устроить ее брак с наследником испанского графа.

«Это я, Эдит Пиаф!»
Моноспектакль, основанный на мемуарах одной из величайших певиц прошлого века.
К выпуску готовится спектакль по одноименной пьесе Эдварда Олби «Что случилось в зоопарке».
Это далеко не полный список спектаклей, которые можно увидеть в «Молодежном театре» в 94 театральном сезоне. А завершится он, возможно, досрочно. Так как один из старейших театров страны готовится к большому капитальному ремонту. Но чтобы актерская труппа не заскучала и не потеряла форму, они планируют отправиться на гастроли.

В «портфеле театра» — постановка пьесы жесткого и бескомпромиссного современного драматурга Юрия Клавдиева «Собаки-якудза». Интересно, каким получится этот спектакль?

Перед новым годом в театре, конечно же, сыграют новогоднюю сказку: «Питер Пэн: письмо зимнему волшебнику». А в апреле запланирован совместный проект МТУ и театра-студии «Дийдор» имени Баходыра Юлдашева: Школа ГИТИСа в Узбекистане. В проекте примут участие три вуза: Ташкентский институт искусств, а также Ферганский и Наманганский филиалы.
P.S. Это было только ощущение, но Алисе показалось что «Молодежный театр» от постановки к постановке взрослеет. И если раньше он все больше рассказывал трогательные и романтичные истории, то теперь начал интересоваться философией и психологией и играть в другие игры и по другим законам жанра. Но это ее сугубо личное мнение. Можете поспорить.

А чтобы поспорить, нужно все увидеть своими глазами и услышать собственными ушами.
Текст: Анастасия Прядкина.
Фото: Евгений Сорочин и архив театра.
Верстка: Никита Петров.
Made on
Tilda